На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тренер на диване

605 подписчиков

Свежие комментарии

  • ИВАН БАЛАНДИН
    Тем более "Вилле" такой игрок сейчас ох как нужен. Матч с "Эвертоном" это показал.«Гавр» — «Лион»: ...
  • ИВАН БАЛАНДИН
    До любимого Интера Кузе, конечно, рановато, а вот в ту же Астон Виллу, например, почему нет?«Гавр» — «Лион»: ...
  • Валерий Бирюков
    Вообще-то у Нестерова не всё в порядке с логикой: как можно сопоставлять героизм в районе боевых действий с героизмом...Нестеров: Сейчас ...

Поздравляем всех спортсменов рукопашного боя с 3118-летним юбилеем!

Поздравляем всех спортсменов рукопашного боя с 3118-летним юбилеем!

Историю рукопашного боя на Руси следовало бы отсчитывать от того момента, когда один неоантроп ударил другого. Такое вполне могло состояться 50 тысяч лет тому назад. Тем более что история человечества немыслима без стычек и столкновений как между индивидуумами, так и между племенами. А в столкновениях, как известно, проявляется и умение вести рукопашный бой. Однако в столь далёкие времена вряд ли следует искать корни какого-либо боевого умения.

Представляем вам, уважаемые наши читатели, доклад, сделанный на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина (Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года).

Авторы доклада – Дьячков Вячеслав Васильевич (Москва), президент Международного общественного благотворительного фонда «Русская культура», и Тюняев Андрей Александрович (Москва), президент АФН, академик РАЕН.

Поздравляем всех спортсменов рукопашного боя с 3118-летним юбилеем!

Цель нашего исследования – поиск конкретной даты образования рукопашного боя как непосредственно рукопашного боевого искусства, создавшего позже и своё спортивное подразделение.

Начнём с определения. «Рукопашный – осуществляемый руками, невооруженными или вооруженными холодным оружием. Рукопашная схватка. Рукопашный бой завязался. Пушкин. Рукопашная драка (кулаками). Рукопашная – то же, что рукопашный бой, рукопашная драка», а также «сеча, рукопашный бой, битва, или сраженье холодным оружием…». Таким образом, рукопашный бой – это воинское искусство ведения боя как без оружия, так и с его применением. В последней части оружием может служить всё, что имеется у бойца в распоряжении – от стрелкового до холодного и далее до подручных предметов хозяйственно-бытового назначения (косы, цепа и т.п.) и заканчивая обычными палками.

В Древней Руси своё искусство ведения рукопашного боя русский народ оттачивал в многочисленных и горячо любимых кулачных боях, которые, без сомнения, являлись спортом. На территории нашей древней Родины этот вид спорта был известен повсеместно, и ни один из народных праздников не обходился без «кулачков» (народное название кулачного боя). В Москве, в Замоскворечье, на Великом луге (ныне Болото) с 15-го века «устраивались кулачные бои». Увлекались кулачными боями российский император Пётр II Алексеевич, граф Григорий Орлов и другие.

Впоследствии именно праздничные бои закрепились в народной традиции. Пожалуй, самыми жаркими, самыми спортивными эти бои были во время древнего славянского праздника Масленица.

Время праздника приходилось на 22 марта – следующий день после дня весеннего равноденствия. Начинались народные гуляния, проводились земледельческие обряды, устраивались народные забавы. Среди них были и кулачные бои.

Масленичные «кулачки» являлись самыми массовыми на Руси. Каждый парень или мужчина считал для себя обязательным участвовать в этом состязании. Дух поединков – без сомнения, сугубо спортивный.

Параллельно с обычными «кулачками» проходили также и соревнования в воинском умении ведения рукопашного боя. Здесь были и состязания на всех видах холодного оружия. Демонстрировалось умение обращения с мечом, щитом, кистенём, гирями, цепами, серпами, палками и др. Это было, в своём роде, подобие современных чемпионатов, на которых встречались как признанные бойцы, так и начинающие. На которых народ передавал своё воинское мастерство новым поколениям защитников.

Храбрые, удачливые и счастливые воины на Руси назывались богатырями. Они в своих богатырских похождениях совершали не только доблестные воинские подвиги – богатырствовали, витяжествовали, – но и являлись атлетами и силачами. Не случайно в Древней Руси богатырей называли «храбр», «храбор».

Известны как мифологические богатыри, например, киевские, борющиеся со «степью», т.е. с кочевниками, нападающими на Русь, новгородские – персонажи богатого Новгорода и его вольницы – например, Святогор.

Также известны и вполне реальные исторические лица, имена которых донесли до нас не только народные предания, но и древние исторические свидетельства. Летописи оставили нам имена русских богатырей, таких как Добрыня Никитич, дядя князя Владимира, позже рязанский богатырь, отличавшийся «вежеством прирожденным», павший в битве с татарами. Соловей Будимирович, заезжий гость в Киеве, влюбивший в себя Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. Василий Пьяница, проводящий свободное время в кабаке, но при нашествии врагов освободивший город Киев. Иван Данилович и Ставр Годинович, исторические лица, упоминаются в Никоновской летописи 1136 года и Новгородской 1118 года. Чурило Пленкович, богатырь-красавец из Сурожа, жил близ Киева. Дюк Степанович из Галича победил Чурилу – «Из Волынеца города, Из Галича, Из той Волынь-земли богатыя, Из той Корелы из проклятыя Да не бел кречетышко выпархивал, Не бел горностаюшко проскакивал, Не ясен сокол тут пролетывал, Проезжал удалой добрый молодец, Молодой боярин, Дюк Степанович» (из русск. былины). Василий Буслаев, новгородский богатырь, представитель неукротимой силы, вольницы новгородской. Садко, купец новгородский, личность историческая – «Как да хвалитце Сатко, похваляитси Сатко Во ины грады товары все повыкупить». Князь Владимир Красное Солнышко являлся храбрым воином и ласковым хозяином [3].

Имеются многочисленные исторические и былинные свидетельства о русских богатырях в вышедших в свет трудах: «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым», 1861 – 1867 г.; «Онежские былины», записанные в 1871 А.Ф. Гильфердингом, вышедшие в 1872 г.; «Песни, собранные П.В. Киреевским» (всего 11 тт.), 1862 – 1874 г., песни эти собирались известным славянофилом в течение десятков лет, ценность этого сборника в наличии записей из разных мест Центральной России и Поволжья; сборник Н.С. Тихонравова и В.Ф. Миллера «Былины старой и новой записи», М., 1894 (85 номеров); сборник В.Ф. Миллера «Былины новой и новейшей записи, М., 1908 (108 номеров); сборник А.В. Маркова «Беломорские былины», М., 1901 (116 номеров); сборник А.Д. Григорьева «Архангельские былины и исторические песни», т. I, М., 1904 и т. III, M., 1910; сборник Н.Е. Ончукова «Печорские былины», П., 1904 (101 номер) и др. Сборники эти по технике записи и принципам издания стоят на высоте современных научных требований [7].

Рязанский боярин, легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат (? – январь 1238) боролся против татаро-монгольских завоевателей в 13 веке. О борьбе этого рязанского «вельможи» и его «полка» численностью в 1700 человек после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (1-я половина 14 в.). «Повесть» прославляет силу, отвагу и патриотизм Евпатия Коловрата и его сподвижников «храбров»: настигнув татар в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет их арьергард и сминает задние полки Ордынцев – «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый посылает на него богатыря Хостоврула – «…а с ним сильные полки татарские», который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточенной битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». В конце-концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнемётов)». Пораженный отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В русских былинах, наряду со сказочными мотивами, содержатся также и исторические свидетельства. Например, «Повели Илью да по чисту полю, А ко тым полатам полотняныим, Приводили ко полатке полотняноей, Привели его к собаке царю Калину», где Калин – предводитель хазар.

Самым древним рукописным текстом, свидетельствующим о русских богатырях и об их состязаниях в военном деле и рукопашной с представителями других народов, является «Сказание о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей и учинили себе честь».

Однако исследования русских былин относят нас во времена гораздо более древние, в которых и вели свои сражения со злом древнерусские богатыри – «результаты изучения бытования былин в крестьянстве 19 – 20 вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, всё больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса. Последний лишь унаследовал продукцию поэтического былинного творчества других социальных групп и более древних эпох».

Время существования Микулы Селяниновича «должно быть отнесено к периоду достаточно древнему; социологически Микула …не типичный крестьянин-земледелец, тем более не подневольный кому-нибудь, а богатый хозяин, «кулак», тип особого класса новгородских «своеземцев», владевших немалыми земельными участками».

«Исполнителями, а очень часто и слагателями песен и былин царско-боярской среды были замечательные древнерусские артисты, музыканты и поэты, известные под именем скоморохов». В этом аспекте их свидетельства вполне сопоставимы по историчности с аналогичными «скоморохами» Греции (например, Геродотом, Гомером и др.) и стран Востока (ибн Фадланом и др.). Тем более что социологическое рассмотрение содержания былин и исторических песен царско-московской Руси даёт совершенно определенный вывод, что преобладающее количество былин и исторических песен было сложено скоморохами или другими авторами в среде высшего правящего тогда класса.

К началу 15-го века можно отнести сложение былин о замечательном «щапе», красавце Чуриле, сыне Пленка, «гостя сурожанина» или «суровца», т.е. купца из итальянского города Сурожа – Судака в Крыму. «Некоторые исторические указания говорят за возможность исторического существования Чурилы в 15 веке в Московской области». Историческое существование богатыря Васьки Буслаева, умершего в 1171 году, подтверждено Никоновской летописью.

Наиболее древним и количественно основным в русском былинном эпосе должен быть признан княжеско-дружинный слой с богатырскими сюжетами, повествующими о воинских подвигах князей и их дружинников-богатырей в боях со степными кочевниками.

Былины 10 – 13-го веков были распространены по всей территории Руси, в различных её областях – Киевской, Черниговской, Переяславской, Новгородской, Ростовской, Московской, Суздальской, а также вдоль всего «Великого пути из варяг в греки».

Несколько слов о международных связях. «Древняя Русь в течение многих веков находилась как раз в середине литературного (устного и письменного) общения между Востоком и Западом». Будучи прикреплённым к исторической и социальной почве, русский былинный эпос, как и «эпос всякого исторического народа, по необходимости международный» (А.Н. Веселовский). В былинах отражены и сведения об Индейском царстве (былина о Дюке), и об Александрии (былины о Вольге), о Вавилонском царстве (былины, песни и сказки об Иване Грозном), о Василии Златовласом, королевиче Чешские земли (Хотен, частично Соловей Будимирович), о Казанском царстве (песнь о взятии Казани), о Мамаевом побоище (Сухман, Михаил Данилович, Дон и Непра) и др.

В русском литературном эпосе, как и в греческом гомеровском, закреплялись события, случавшиеся с русичами в других странах. Передаваясь из поколения в поколения песни, сказки и былины становились ценнейшими историческими свидетельствами, из которых можно, нужно и следует черпать доказательства для нашего исследования.

Хронология. Вот даты военных действий 5-го века до н.э. с участием русов, когда они, естественно, применяли в сражении и рукопашные средства ведения боя: «При Фротоне 3-м (500-ый год до н.э. – авт.) русы и гунны напали на Данию, царь русов Олимер начальствовал флотом, а царь гуннов сухопутным войском» (российский историк Е. Классен приводит здесь свидетельства Саксона Грамматика, средневекового историка). Примерно в то же время царь славян-скифов вызывал царя персов Дария ругательным письмом на бой, и позже, в 480 году до н.э. Дарий воевал со скифами-славянами черноморскими, а под 460 годом до н.э. Фукинд свидетельствует, что славяне-скифы есть многолюднейшее племя в мире. О том же свидетельствует и российский историк С.М. Соловьёв: «…Далее на север жили блаженные гипербореи. Встречаем известие о походе персидского царя Дария Гистаспа против скифов в 513 году до р.х.».

Ещё раньше, в 7-ом веке до н.э., славяне основали город Ольвию, и греки уже за 700 лет до нашей эры не только знали славян русов, но и покупали у них янтарь – «это племя русов по поводу янтаря (Aost) было ими названо Aost-Rsi, для отличия от прочих племен русов, а после имя это перешло уже в Ao-Rsi, Aorsi». И вполне естественно присутствие в Греции также и русских бойцов. В частности, «на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой», победу одержал «Ономаст из Смирны». О других участниках не сообщается, но и эти свидетельства дают возможность предполагать о древних олимпийских традициях русского рукопашного боя.

Далее в глубину веков – наступает время праславян чернолесской культуры – «в 8-ом веке до н.э. чернолесские праславянские племена Правобережья двинулись на восток, перешли Днепр и оказались на черноземных лесистых берегах Ворсклы (летописного Вороскола), которые они надолго заселили».

Перед этим, «на второй ступени чернолесской культуры, приблизительно в 11 в. до н.э.» славяне выстроили систему крепостей-городищ на правом берегу Днепра. «Эти крепости-городища находились преимущественно в бассейне р. Тясмина (летописный Тисмень), на правом берегу Днепра на южной окраине лесостепи».

И заключаем наше исследование цитатой из труда признанного специалиста в области славяноведения академика Б.А. Рыбакова: «…При начале работ, когда нужно было обозначить на местности направление будущего вала, прибегали к пропахиванию длинной борозды, которая служила ориентиром при земляных работах по насыпке вала. Отсюда уже один шаг до фольклорного образа змея, вынужденного пропахивать борозду-вал. Если создавалась такая ситуация, что славяне применяли при постройке своих первых укреплений пленных киммерийцев или хотя бы отбитый у них рабочий скот, то фольклорный образ приобретает вполне ощутимый реальный каркас. Происходило все это на территории чернолесской культуры 11 – 7 вв. до н.э., т.е. в Среднем Поднепровье, на правом берегу от Волыни до Киева и от Днестра до Тясмина, а на левом – по Ворскле и Суле. Богатырём был Сварог, представлявшийся книжникам 7 в. н.э. и богом, и земным царём, связанным с небом: при нём с неба падают кузнечные клещи, а его сын – «бого-царь» Солнце (Дажьбог)».

Заключение

Славянский богатырь царь Сварог уже в 1100 году до нашей эры проявлял себя как русского бойца, защитника народа, ратника и победителя киммерийцев. В день весеннего солнцестояния 22 марта – в первый день начала нового земледельческого сезона по древнейшей русской традиции сходятся богатыри на спортивную забаву – кулачные бои. Свои даты отсчёта ведут от подобных исторических персонажей практически все единоборства. Справедливым будет тот же подход в отношении древнего русского военно-спортивного искусства – рукопашного боя.

Таким образом, нам представляется, что возможно принять за дату возникновения рукопашного боя на Руси конец 2-го тысячелетия до н.э. То есть рукопашному бою более трёх тысяч лет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх